Когда Святой Дух взращивает свои плоды в нашей жизни, Он часто действует так, как мы никогда не попросили бы (Галатам 5:22-23). Чтобы вырастить в нас плод любви, Он может поставить на нашем пути врага; чтобы вырастить плод мира, Он может позволить оказаться в конфликтной ситуации. И чтобы вырастить плод верности, Он может послать нас в забытые места.
Забытые места — это те уголки мира, где никто, кажется, не видит нас, где наши усилия остаются незамеченными. Возможно, мы трудимся в окружении подгузников или посуды, туалетных кабинок или электронных писем. Или, может быть, что более болезненно, среди бесплодных миссионерских полей, мятежных детей или супругов, чья любовь остыла. Все мы иногда живем в забытых местах; некоторые живут там постоянно.
Тяжелая работа в качестве ученика
Мы должны остерегаться недооценивать духовное напряжение такого монотонного и, казалось бы, ничем не вознаграждаемого труда. Ежедневные обязанности в «дальних местах» могут быть невелики, но они накапливаются месяцами, годами или десятилетиями, и вы можете начать сочувствовать Освальду Чемберсу, прочитав его послание:
«Нам не нужна благодать Божья, чтобы выдержать кризисы, достаточно человеческой природы и гордости, мы можем великолепно противостоять напряжению; но требуется сверхъестественная благодать Божья, чтобы жить двадцать четыре часа в сутки как святой, проходить через тяжелую работу как ученик, жить обычным, незаметным, игнорируемым существованием как ученик Иисуса».
Чемберс, возможно, преувеличивает свои шансы, но ненамного. По правде говоря, забытые места могут казаться пустыней, и много дней проходит, когда мы только обнаруживаем, что ищем что-то, что удержит нас, немного — воды из скалы, чтобы поддержать нас в этой пустыне (Псалом 104:41).
Мы найдем его не в самих забытых местах, но в Боге, Который послал нас в этот мир приносить добро, Который каждую секунду рядом с нами и Который обещает вознаградить нас на Небесах.
Божий промысел
Временами мы смотрим на то, за что отвечаем и удивляемся, как мы оказались в той или иной ситуации. Как мы забрели в эту пустыню серых дней и незаметного ни для кого послушания? Мы привыкли оглядываться назад, задаваясь вопросом, не пропустили ли мы где-нибудь поворот. Как же уяснить, что наша жизненная ситуация в конечном счете, не является делом случая или каких-либо ошибок, которые мы совершили, ни даже последовательности событий, ведущих к настоящему, но Божьего Провидения. Стоящие перед нами задачи — это, по крайней мере на сегодняшний день, Божье поручение нам.
Конечно, Божье провидение не отменяет решений — и, возможно, ошибок или грехов, которые привели нас к этому положению в жизни, и не препятствует нам стремиться к лучшим обстоятельствам: мы больше, чем веточки в потоке Божьих целей. Божий промысел учит нас видеть, как сказано в Гейдельбергском Катехизисе, что «лист и стебель, дождь и засуха, плодородные и бесплодные годы, пища и питье, здоровье и болезнь, богатство и бедность, в сущности, все приходит к нам не случайно, а по Его воле». Неважно, как мы сюда попали, «отдаленные» места нашей миссии, в конечном счете, принадлежат нашему Отцу.
Снова и снова Бог описывает наши собственные планы и усилия как значимые, но Его как решающие — даже в самых личных вопросах жизни. Он определяет, когда и где мы должны жить (Деяния 17: 26). Он дает нам веру (Римлянам 12:3), распределяет духовные дары по своему усмотрению (1-е Коринфянам 12:11), доверяет нам целый ряд талантов (Матфея 25: 15), дает нам особое служение (Колоссянам 4:17), и даже призывает нас к определенной жизни (1-е Коринфянам 7:17).
И сейчас мы можем взглянуть на ответственность, лежащую перед нами, и сказать с облегчением: «рука моего Отца привела меня сюда».
Божья милость
Однако Бог не только посылает нас в «забытые места», но и встречает нас там. Когда мы трудимся в безвестности, Он рядом (Псалом 138:5). Когда наша работа ускользает от внимания человеческих глаз, она не ускользает от Его очей (Луки 12:7). Он улавливает каждую прошептанную молитву, каждый стон и обращение. Он всегда готов помочь нам решить малейшие задачи, которые мы выполняем с верой.
Мудрец говорит нам: «уста лживые – мерзость для Господа, а поступающие верно — радость Его» (Притчи 12:22). Бог восхищается главным образом не величием дела, а верностью своего творения. Чем еще можно объяснить настойчивое утверждение Нового Завета о том, что даже самые низшие, самые невидимые члены общества «служат Господу Христу», когда они верно следуют своему призванию (Колоссянам 3:24)? Самые незначительные обязанности, выполняемые в вере, становятся обязанностями, выполняемыми для Христа.
Миссионер Хадсон Тейлор любил повторять: «Мелочь есть мелочь, но верность в мелочах — великая вещь. Готовить еду, заполнять электронную таблицу, покупать продукты, вытирать ребенку нос — это мелочи. Но если это делается с любовью и верностью ради Христа, они становятся больше, чем все триумфы и трофеи неверующего мира. Они становятся радостью нашего наблюдающего Господа».
Божье обетование
Как только мы проследим Божий промысел в прошлом и почувствуем его удовольствие в настоящем, Он помогает нам задуматься о будущем, тогда все наше послушание будет вознаграждено.
Когда многие христиане представляют себе Судный день, они предполагают, что в центре внимания окажутся великие деяния греха и праведности. И, конечно, все это будет — но не только. Примечательно, что, когда Иисус и Апостолы говорят об этом дне, они часто сосредотачиваются на обычных моментах жизни.
«В день суда люди будут давать отчет за каждое неосторожное слово, которое они говорят», — говорит нам Иисус (Матфея 12:36). С другой стороны, Бог вознаградит свой народ за малейшие добрые дела, которые они совершают по благодати.
Апостол Павел также пишет, что «все мы должны предстать пред судилищем Христовым, чтобы каждый получил по заслугам за то, что он сделал в теле, будь то добро или зло» (2 Коринфянам 5:10). Но затем в послании к Ефесянам он уточняет, какого рода добро он имеет в виду: не просто впечатляющее добро и отважные поступки, но «любое добро» (Ефесянам 6: 8). Наступит Судный день, и каждый клочок невидимого послушания найдет достойную награду.
Таким образом, жизнь и смерть в «далеких забытых местах» не являются непогрешимым показателем нашего труда в глазах Бога. Многие святые на самом деле не будут знать истинной ценности того, что они сделали для Христа, пока Сам Христос не скажет им об этом (Матфея 25:37-40).
Исключительное в обычном
Чемберс, отметив благодать, необходимую для того, чтобы терпеть тяжелую работу в качестве ученика, продолжает писать: «в нас столько заложено удивительного, что мы должны делать исключительные вещи для Бога; но мы этого не делаем. Мы должны быть исключительными в обычных вещах, быть святыми на грязных улицах, среди нечистых людей, и этому не научишься за пять минут».
Опять же, Чемберс может немного преувеличивать свою версию. Бог иногда призывает нас делать для него исключительные вещи: усыновлять детей, основывать служения, насаждать церкви, переезжать за границу. Но этот момент все еще остается в силе, потому что никто из нас не сделает ничего исключительного, если мы сначала не научимся через десять тысяч шагов верности быть исключительными в обычном.
Мы здесь не одни. Помните, что верность — это плод Духа. И чтобы принести этот плод в нас, Бог хотел бы, чтобы мы хранили провидение, удовольствие и обетования Божьи, которые окружают нас сзади и спереди и следуют за нами во все «забытые далекие места» в течение всей жизни.
Автора статьи — Скотт Хаббард, редактор desiringGod.org