Когда Адам согрешил в Эдемском саду, он сразу же спрятался в кустах, стараясь оправдать свой проступок (Бытие 3:12). Подобно Адаму, порой и мы оправдываемся, пытаясь заслужить Божье расположение, представляя Ему список наших добродетелей и благих деяний. Однако не походит ли это на своеобразную индульгенцию, которую мы «предъявляем» Небесному Отцу каждый раз, когда совершаем грех? Но что же тогда является мерилом нашей свободы и святости? О том, как перестать пытаться произвести на Господа впечатление и начать жить с уверенностью, что мы глубоко и безусловно любимы Им, рассказал президент Ассоциации христианских евангельских церквей «Союз Христиан» Дмитрий Поляков.
– Дмитрий Вячеславович, откуда берется желание «заработать», заслужить Божье прощение?
– Началось это все сразу после грехопадения, с истории Каина и Авеля. Очевидно, что каждый из них руководствовался мотивами своего сердца. Господь их не вскрывает, Он просто говорит: «Жертву Каина отверг, а жертву Авеля принял» (Бытие 4:4-5).
На мой взгляд, это была попытка вернуть все, как было. «Раз родители взяли плод, может, тогда и Бог возьмет плоды в качестве компенсации?», – предположил Каин. На самом деле система таких договорных отношений как раз и доминирует в сознании людей в Ветхом Завете. При таких отношениях все очень симметрично. Там каждый считает свои затраты и требует адекватной компенсации.
Однако пророки говорят о милости Божьей, и тогда такого рода «бухгалтерия» вообще отступает на второй план. В заветных отношениях участники отдают друг другу все. И никто не считает, сколько, кому, и что дал. То есть «бухгалтерия» и благодать – несовместимые вещи.
И таких примеров в Ветхом Завете масса! Замечательная книга Иова очень четко все это показывает, раскрывая глубину внутренних убеждений друзей Иова, когда они делают вывод о бедственном его положении на основании того, что, значит, он это заслужил каким-то образом. Преступление и наказание. Эта система доминирует в сознании людей.
Иаков – тоже прекрасный пример. Он, увидев лестницу с ангелами, подумал: «Какая шикарная возможность!» (улыбается). И потом он ставит Богу своего рода условие: «Если Ты благословишь меня во всем, то я за все это дам Тебе десятую часть» (Бытие 28:22).
Понятно, что сам по себе закон, который Бог дал Моисею, должен был нормализовать и каким-то образом привести в равновесие все эти вещи. То есть, чтобы беззаконие было уравновешено определенными санкциями. По крайней мере, возникло некое понятие справедливости. Потому что невозможно было перескочить этот этап и сразу же принять благодать. Благодать непостижима до того момента, пока ты пытался исполнить закон всеми силами и потерпел фиаско. Только тогда благодать действительно приобретает смысл и глубину.
Порой мы действительно стремимся произвести на Бога впечатление, руководствуясь «комплексом старшего брата» из притчи о блудном сыне (Луки 15:11-32). Это также может указывать на травмы, деформации, которые связаны с сиротством и безотцовщиной.
Старший сын воспринимал отца как работодателя, как кого-то, кому нужно служить, и, соответственно, пользоваться взамен благом от этого. Точно так же, как человек, лишенный родительской любви, пытается ее заслужить, заработать каким-то образом. И, к сожалению, у многих христиан по-прежнему остается это внутри, хотя Бог предлагает нам заветные отношения.
– Голос совести, который нас обличает – и есть Святой Дух?
– Я бы не связывал эти два понятия, хотя и назвал бы совесть, скажем так, искрой Духа. Это Его некое предвосхищение.
Например, существует разница между раскаянием и покаянием. Раскаяние – это понимание того, что где-то ты оступился, сделал что-то не так.
Иуда раскаялся в содеянном, понял, что он предал Невинного (Матфея 27:4). Он бросил деньги первосвященникам, отказался от этой платы, раскаялся, но покаяния, как такового, которое направлено на то, чтобы восстановить человека, – и именно на это нацелен Дух Святой и Его работа, чтобы обратить сердца детей Божьих к Богу, – этого ему не хватило. То есть раскаяться мало, нужно искреннее покаяние для того, чтобы восстановление действительно произошло.
Поэтому я думаю, что совесть – в общем-то, определенный начаток, который способен нас подтолкнуть к чему-то, дать нам возможность раскаяться, увидеть наши собственные заблуждения, проступки, грехи, но следующим шагом все равно должно обязательно стать покаяние: когда мы приходим к Богу и просим у Него помощи освободить нас.
– В каких случаях покаяние не имеет силы?
– Это относится как раз к системе взглядов на взаимоотношения с Богом, когда преобладают договорные отношения, когда имеет место некий бартер. И человек думает, что покаяние – это какая-то ритуальная часть, она дает ему возможность избежать справедливого наказания и последствий за свои проступки. Поэтому и теряется истинная суть покаяния. Здесь есть, скажем, определенная литургика, но она носит чисто внешний характер.
– Как научиться принимать Божью любовь, осознав, кто мы в Нем, и утвердиться в своем спасении?
– Нам действительно важно принять откровение о любви Божьей, любви отцовской. Понять, что ты – ребенок, дитя Бога, ты сын или дочь, а не сирота, не седьмая вода на киселе, не работник, не раб, а драгоценный ребенок, которого Отец любит и сделает все для того, чтобы ты состоялся. Каждому из нас необходимо вырасти в эту полноту, став Его детьми.
Безусловно, это не бывает мгновенно. Но, так или иначе, это приходит как откровение. По сути дела, это проявление глубины отношений с Господом. Это долгий кропотливый процесс познания, взаимного погружения, прохождения определенного рода вещей вместе, когда образовывается тесная связь с Небесным Отцом.
Больше узнать о том, каким способом избавиться от самоправедности и фарисейской закваски, а также, какие формы индульгенция приняла сегодня, вы сможете в прямом эфире из Петербурга!