Могут ли родители наказывать своих детей?

Против порки (включая полный запрет) выступают педиатры, социальные факультеты высших учебных заведений, защитники прав ребенка, такие издания, как

Против порки (включая полный запрет) выступают педиатры, социальные факультеты высших учебных заведений, защитники прав ребенка, такие издания, как «Психология Сегодня», родители, серьезно обеспокоенные причинением вреда своим детям, и другие представители общественности. Американская академия педиатрии говорит за многих, когда заявляет «телесные наказания имеют ограниченную эффективность и потенциально вредные побочные эффекты». Могут ли все эти благонамеренные защитники детей и эксперты ошибаться?

Они вызывают обоснованные опасения. В конце концов, дисциплина, изначально считавшаяся законной, может так легко выйти за рамки дозволенного. Тем не менее, многие из тех, кто выступает против порки, сметают все телесные наказания в одно ведро, не делая различия между мудрым и глупым родительским исправлением, как будто такие факторы, как время, доза, применение и предварительное обучение, не имеют никакого значения.

Точно так же, как плохая проповедь не лишает права голоса все кафедры, и плохое письмо не означает, что мы должны запретить публикацию, и плохая стрижка не означает, что вы должны стать Назареем, так и плохая порка не означает, что нет хорошего – полезного наказания.

Пожалеешь розгу?

Что такое хорошая порка? Родители хорошо шлепают, когда в любви они наносят определенное количество физической боли, как прямой ответ на неповиновение ребенка. Неповиновение начинается в сердце и находит выход в поведении тела (истерики, непослушание, болтливость, бунтарская мимика), поэтому порка работает в противоположном направлении: она движется к сердцу, сначала привлекая внимание тела, обычно через хорошо обтянутые ягодицы.

Христианские родители в пользу порки часто апеллируют к нескольким отрывкам из книги Притчей, в том числе к следующим:

«Тот, кто жалеет розгу, ненавидит своего сына, но тот, кто любит его, усердно наказывает его» – (Притчи 13: 24).

«Глупость заключена в сердце ребенка, но жезл дисциплины гонит ее далеко от него» – (Притчи 22: 15).

«Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» – (Притчи 23:13-14)

Однако некоторые задаются вопросом, относится ли «розга» вообще к телесным наказаниям. Является ли порка подходящим способом применения этих отрывков? Три наблюдения показывают, что это так.

Во-первых, самое простое чтение этих отрывков предполагает, что жезл — это физическое устройство, применяемое физически для пробуждения внимания. Во-вторых, одних разговоров недостаточно для достижения Пробуждения, как в практическом опыте, так и в Библии. «Одними словами раб не наказывается» (Притчи 29:19). В-третьих, розга выступает наряду с речью как средство воспитания: «розга и обличение дают мудрость, а дитя, предоставленное самому себе, стыдит мать свою» (Притчи 29:15). Если бы жезл был просто метафорой для обличения, этот отрывок не имел бы большого смысла.

Богобоязненные родители могут услышать как от нехристиан, так и от собратьев-христиан, что они должны пощадить розгу, чтобы не навредить своим детям и не повредить их перспективам на будущее. Однако в действительности, когда жезл применяется последовательно и с любовью, он может быть средством, которое Бог использует, чтобы помочь нашим детям процветать.

Недавно я связался со многими взрослыми, которые испытали на себе любящий стержень исправления в детстве и впоследствии решили использовать его к своим собственным детям. Я знаком с родителями, их детьми, бабушками и дедушками. Я пригласил их для свидетельства. Вот вам пример.

«Мои родители иногда шлепали меня и моих сестер, и я очень благодарна им за это. Я считаю порку одним из лучших способов защиты детей, которые создал Бог (хотя ни в коем случае не единственным способом защиты!) . . . . Я видела хорошие плоды порки не только в своей собственной жизни, но и в жизни наших детей, поскольку они с раннего возраста начинают понимать, что послушание Божьим наставлениям (таким как «Дети, повинуйтесь своим родителям») приводит к радости, а непослушание – к болезненным последствиям».

«Я был очень счастлив иметь отца и мать, которые с любовью воспитывали меня на протяжении всего моего детства. Меня регулярно шлепали, обычно рукой отца, за непослушание и глупость. Я понимал, что у моих поступков и отношений есть последствия и что существует некий стандарт, который я поддерживаю вне себя. Точно так же, как мы должны бояться Господа, я испытывал некоторый страх перед моим отцом, зная, что он отшлепает меня, если я сделаю что-то заслуживающее этого. Я уверен, что отрывок Притчей 22:15 («глупость привязана к сердцу ребенка, но жезл дисциплины гонит ее далеко от него») оказался верными в моей жизни, и я получаю от этого выгоду ежедневно».

«Грех ребенка находится в сердце, но видимые «вспышки» (так пуританин Коттон Мэзер называл неповиновение) должны быть устранены родителями. Надеясь и молясь о преображении и исправлении сердца, минимальная цель состоит в том, чтобы обуздать упрямство, удержать ребенка от причинения вреда и притеснений другим и предотвратить будущие сожаления о себе».

Шесть принципов хорошей порки

Как же тогда родители должны мудро относиться к порке и наказаниям? Как мы можем владеть жезлом так, чтобы по Божьей милости он достигал своих целей и создавал свидетельства, подобные этим?

Во-первых, поймите, что совершенный любящий отец использует жезл.

«Я буду ему отцом, а он мне сыном. Когда он совершит беззаконие, я буду наказывать его жезлом человеческим, ранами сынов человеческих, но моя непоколебимая любовь не отступит от него» – (2 Царств 7: 14-15).

Во-вторых, моделируйте принятие исправления самостоятельно. Пусть дети увидят, как Вы исповедуетесь, каетесь и платите штрафы за парковку.

В-третьих, будьте внимательны как к чрезмерной, так и к недостаточной реакции. Некоторые родители по глупости применяют розгу, как будто каждое плохое поведение было достойным шлепка проступком. Другие столь же глупо пренебрегают назначенным Богом жезлом. Порка должна проводиться выборочно (за неповиновение) и только в течение ограниченного периода в развитии ребенка, который постепенно прекращается по мере того, как ребенок проявляет все большую ответственность, самоограничение и зрелость.

В-четвертых, порка должна применяться с предельной последовательностью, не в соответствии с прихотью, усталостью, эмоциями или импульсом, а в соответствии с заранее установленными (четко сообщенными) границами. Когда Бог говорит такие вещи, как: «чтобы я не пришел и не поразил» (Малахия 4: 6), Он дает нам справедливое предупреждение заранее. Начиная с Эдемского сада, Бог заранее дал нам основные правила.

В-пятых, и на соответствующей ноте, мудрая порка устанавливает границы, такие как ограниченное количество ударов; отсутствие разрыва кожи; отсутствие воздействия на уши, глаза и другие части анатомии, уязвимые для травм; и запрет на применение порки из гнева. А здоровые шлепки усиливаются нежным последующим наблюдением.

В-шестых, порка не является единственным инструментом в наказаниях, но должна сопровождаться другими инструментами воспитания. Мудрые родители начинают не с порки, а с других мер: поощрений, прерываний, взглядов неодобрения, потери привилегий, возмещения ущерба.

Мирный плод праведности

Я не могу переоценить тот факт, что хорошее воспитание дает гораздо больше подтверждения — похвалы похвальному — чем исправления. Отсутствие здорового утверждения подрывает эффективность любых дисциплинарных методов, включая порку. Сам Бог жаждет сказать своим детям: «хорошо, добрый и верный раб» (Матфея 25:23).

В рамках более широкого этоса утверждения шлепки являются одним маленьким, редким и все же эффективным аспектом дисциплины и воспитания ребенка во славу Бога, минимизации сожалений в жизни ребенка и радости всех, кто должен разделить с ним общение.

Родители, которые желают мирного плода праведности, покоя и радости, мудры, чтобы решительно пресечь неповиновение своих детей (Евреям 12: 11; Притчам 29: 17).

Автор статьи – Сэм Крэбтри, пастор в городе Миннеаполис, штат Миннесота


 

Источник 

Фото