Живем и движемся – вопрос оберегания нашего тела

Вы когда-нибудь задумывались о чудесных процессах, происходящих в нашем организме? В отличие от растений и деревьев, мы не

Вы когда-нибудь задумывались о чудесных процессах, происходящих в нашем организме? В отличие от растений и деревьев, мы не привязаны к определенному месту корнями. Мы можем войти в мир и действовать в силу наших возможностей – нам даже было поручено это сделать: шагать, ходить, бегать, танцевать, двигаться.

А как же чудесные возможности человеческих рук? Мы не только движемся по миру, но и можем дотянуться, расширить, схватить, коснуться. Мы прикладываем руки к работе, поднимаем, разрываем, режем, строим, толкаем, тянем.

Ни одно материальное существо в сотворенном Богом мире не является более сложным, более захватывающим, более чудесным, более ценным, чем человеческая жизнь, которую Бог специально создал, чтобы представить себя в своем мире. И наряду с дыханием, питанием, мышлением, чувствами и речью, одним из великих основ человеческой жизни является движение. Телесная активность настолько фундаментальна, настолько очевидна, часто настолько предполагаема, что мы легко упускаем из виду ее сверхъестественность.

И все же движение — это один из жизненно важных аспектов нашей устойчивой человеческой природы, которую наша нынешняя эпоха угрожает подорвать.

Сидячий образ жизни

Мало кто сегодня не согласится с тем, что мы живем в «оседлый век» — и, возможно, это шокирующе по сравнению с предыдущими поколениями и столетиями. Одним из главных недостатков экспоненциального всплеска современных технологий является то, что наши тела, их движение и активность, по-видимому, имеют все меньшее и меньшее значение.

Цитируя Энди Крауча, Стивен Веджворт отмечает:

«Многое из того, что мы называем «технологиями», на самом деле не помогает нам стать более продуктивными в нашей работе, а скорее делает нашу работу за нас. Претендуя на то, чтобы помочь нам стать более эффективными, такого рода технологии на самом деле учат нас делать мало или вообще ничего».

У нас есть машины, из-за этого пешком мы ходим гораздо меньше, у нас так же есть другие «трудосберегающие» устройства, и мы используем наши руки гораздо меньше. И вдобавок к этому, в нашем процветании и упадке, еда и напитки доступны нам, как никогда раньше. Пока мы не разорвем этот цикл, мы будем потреблять все больше и больше, работать руками и ногами все меньше, а затем обнаружим, что нам все труднее и труднее поднимать свой собственный вес с дивана, когда нас манит какая-то физическая активность. Подъем по лестнице становится ментальным барьером, и даже вынос мусорного ведра трудно выполняем.

Мы все еще передвигаемся, но многие из нас обусловлены обществом и нашими собственными ленивыми побуждениями двигаться, как можно меньше. Экономия телесных движений стала тенденцией современной жизни, и (за исключением индустрии фитнеса) многие из нас купились на это, не задумываясь. И в той мере, в какой мы по умолчанию стали двигаться как можно меньше (предыдущие поколения назвали бы нас ленивыми), вместо того чтобы двигаться свободно, мы подрываем или разрушаем некоторые существенные динамики в христианской жизни.

В самой первой главе Библии отмечается, насколько движение является важным для жизни: живые существа движутся (Бытие 1:21, 28; 7:21; 8:19; Левит 11: 46; Екклесиаст 4: 15), и движущиеся существа живут (Бытие 9:3). Так и в Псалмах движение и жизнь идут вместе (Псалом 49:11; 68:35; 79:14). Для царя Давида было бременем, а не благословением то, что он «не мог свободно передвигаться», скрываясь от Саула (1 Паралипоменон 12:1). И на протяжении всей истории Израиля это было знаком пустоты и тщеславия идолов, что люди «не будут двигаться» (Исаия 40:20; 41:7; 46:7; Иеремия 10: 4).

На холме апостол Павел одобрительно цитирует Эпименида Критского, который сказал: «в нем мы живем и движемся» — и мы должны воспринимать «жить и двигаться» здесь как синонимы, а не как два разных глагола. В этой последовательности есть третий глагол: «в нем мы живем, движемся и существуем» (Деяния 17:28). Для людей, в типичных обстоятельствах, жить и иметь свое бытие — значит двигаться.

Даже такой элементарный акт, как дыхание, требует движения, также как и питание. Но, помимо этого, как мы видели, Бог дал нам руки для работы и ноги для движения, чтобы мы могли делать гораздо больше, чем просто дышать и есть – то есть сосуществовать.

Итак, рассмотрим три причины, почему телесное движение имеет решающее значение для христиан, которые не являются инвалидами и могут двигаться и вести менее «оседлый образ» жизни.

  1. Представьте Бога

Во-первых, Бог мотивирует нас двигаться во славу Его. Он сотворил нас «по образу Своему» (Бытие 1: 27). Мы были созданы, чтобы быть памятниками Божьей силе и красоте, но не неподвижными статуями. Мы живем, дышим, говорим, работаем, передвигаем образы самого Бога, представляем Его, входим в Его сотворенный мир каждый день нашей жизни, чтобы являть Его славу по всей земле.

Чтобы почтить Его, мы приносим наши тела в жертву живую (Римлянам 12: 1). Подобно царю Давиду и Самому Христу, мы принимаем тело, которое Он приготовил для нас, как наш сосуд для исполнения Его воли (Евреям 10:5-7; Псалом 39:7-9). И Христос «понес грехи наши в теле своем на древо, чтобы мы умерли для греха и жили для правды» в наших телах (1 Петра 2: 24). Как сам Павел с нетерпением ожидал и надеялся, что «Христос будет почитаем в теле Своем, жизнью ли или смертью» (Филиппийцам 1:20).

В качестве одного из примеров человеческого движения в Библии, рассмотрим жизнь Христа, самого «образа невидимого Бога» (Колоссянам 1:15; 2 Коринфянам 4:4), который жил совершенно во славу Своего Отца (Иоанна 17:4, 6, 26). Даже беглое чтение Евангелий ясно показывает, что Он не жил ничем близким к той оседлой жизни, которая соблазняет нас сегодня.

Даже если не считать очевидного — ни машин, ни поездов, ни самолетов, ни экранов телефонов и телевизоров, ни часов, ни современной медицины, ни переработанной пищи, — Иисус проникал везде, куда бы ни пошел. Он много перемещался, как и все способные люди рабочего класса в древнем мире. Во время путешествия Его дневной путь составлял 20-25 миль (по существу), а когда Он не путешествовал, он легко проходил по 5 миль (10 000 шагов) или больше, выполняя ежедневную работу, большую часть дня на ногах.

Иисус работал на стройках в течение десятилетий как обычный ремесленник. И даже когда Он пришел, чтобы страдать и умереть после того, как Его чуть не забили до смерти, Он пронес свой собственный крест некоторое расстояние, прежде чем упасть. И все же, хотя Он был человеком скорби, познавшим горе, мы снова и снова и снова убеждаемся, что Он был глубоко счастлив и эмоционально устойчив — достаточно счастлив, чтобы проявить сострадание и контролировать свою печаль и гнев. По крайней мере, такое нормальное ежедневное движение означало, что Его эмоциональное здоровье не было обременено сидячим образом жизни. Что приводит ко второй причине.

  1. Толчок радости

Возвращаясь к «отцам медицины» Аристотелю и Гиппократу, в четвертом и пятом веках до Рождества Христова, люди давно заметили, что мы становимся счастливее, когда движемся. Гиппократ не только сказал: «одно питание не поможет человеку выздороветь; он также должен делать физические упражнения». Он также лечил депрессию долгой прогулкой. И если это не помогало сразу, он советовал продолжать двигаться, и говорил: «Ходьба – лучшее лекарство».

Движение конечностей увеличивает частоту сердечных сокращений и помогает циркуляции крови, перемещает гормоны и питательные вещества через тело, где они должны быть — для оптимального физического, умственного и эмоционального здоровья.

Еще в девятнадцатом веке, знаменитый английский проповедник Чарльз Сперджен прокомментировал способность движения и как оно помогает человеческому духу: «глоток морского воздуха или жесткая прогулка по ветру не принесут благодати душе, но дадут кислород телу». Движение само по себе не принесет духовной радости, но многие христиане обнаружили, что оно может помочь. В таинственной связи между телом и духом – пища, сон и физические упражнения (или их отсутствие) обладают способностью поддерживать или ослаблять наши духовные привязанности. Пастор Марк Джонс пишет для коллег-пасторов и для всех нас:

«Физические нагрузки – важная часть нормальной человеческой жизни… Переедание, как плод в целом снисходительного образа жизни, стало трагически приемлемым грехом среди многих христиан в Северной Америке. Я также убежден, что многие пастора должны ездить на велосипеде, бегать, гулять, укреплять мышцы, и они, вероятно, получат больше энергии для выполнения Божьего предназначения. Отсутствие дисциплины в таких областях, как еда, физические упражнения и питье, обычно отражает отсутствие дисциплины в других областях христианской жизни… Физические упражнения — это друг христианина, и если они не запрещены по состоянию здоровья, то должны быть частью обычной христианской жизни».

  1. Творить добро

Цель фитнеса – не выглядеть хорошо в зеркале или в Instagram. Наши телесные способности должны служить другим целям.

Павел дважды использует фразу, которая могла бы стать нашим призывом к истинной пригодности во Христе: «готов ко всякому доброму делу» (Тит 3:1). Во Христе мы хотим очистить наши тела «от бесчестного» (греха) и «быть сосудом для почетного употребления, выделенным как святой, полезный хозяину дома, готовый ко всякому доброму делу» (2 Тимофею 2:21). Мы хотим быть готовыми, с укрепленными руками и плечами, не слишком громоздкими, но и не дряблыми, чтобы смочь дотянуться до Его воли и славы. Будьте готовыми в каждом шаге: умом, сердцем и волей, которые скорее будут двигаться, чем бездельничать, скорее встанут и пойдут, чем просто останутся сидеть у экрана, скорее двинутся в мир и будут работать, чтобы помочь людям.

Во Христе, в служении любви, мы хотим получить (и сохранить) наши тела, в их различных сезонах жизни, в достаточно хорошей форме, чтобы они служили Божьему призванию – любить других. Мы хотим быть такими людьми, которые желают делать добро для других, зная, что такое добро часто требует напряжения нашего тела способами, которые неудобны для ленивых людей.

Сдвиньте иглу

Какова, по умолчанию, ваша позиция в жизни? Является ли ваше мышление в основном пассивным и сидячим или активным и подвижным? Считаете ли вы себя в основном неподвижным, если только вас не приводит в действие какая-то великая сила? Или вы думаете о себе как об активном, подвижном, работающем человеке, которого иногда просят остановиться или сесть, чтобы решить какую-то конкретную задачу?

И может ли какое-то движение вашего дефолта каким-то образом служить вашей духовной радости, славе Божьей и благу других? Что, если со временем вы попытаетесь развить в себе другое мышление и переориентировать свою жизнь с пассивной на активную, с сидячей на подвижную?

Если вы находитесь в пассивном и сидячем состоянии прямо сейчас, такая перемена может показаться невесомой. Ваша энергия ощущается низкой, и вы можете подумать, что это означает, что вам нужно делать меньше, а не больше. Но Бог создал наши тела для того, чтобы они двигались и расходовали энергию, чтобы производить еще больше энергии в разы. Возможно, вам нужно сначала потратить то немногое, что у вас есть, на какую-то хорошую работу, а затем отдохнуть и научиться увеличивать свои способности с течением времени. И вместе с этим культивируйте новое мышление, что движение, деятельность, труд, напряжение — это не дьявол, а скорее, в силе Духа, это призыв Бога к нам для победы над дьяволом.

Давайте же управлять тем, что Бог дал нам – самым замечательным материальным объектом во всем творении, нашим телом.

 

Автор статьи – Дэвид Матис, ответственный редактор desiringGod.org


 

Источник 

Фото