Комплекс «белого спасителя»

В 2009 году 19-летняя Рене Баха уехала из Соединенных Штатов в сельскую местность Уганды, призванная Иисусом Христом служить

В 2009 году 19-летняя Рене Баха уехала из Соединенных Штатов в сельскую местность Уганды, призванная Иисусом Христом служить там. В период с 2010 по 2015 год она приняла почти 1000 детей, страдающих от недоедания, в основанной ею общине. У нее был популярный блог, и она стала известной миссионеркой, которой восхищались многие в Соединенных Штатах, как кем-то, кому молодые женщины могли подражать. Она сблизилась с Кэти Дэвис, прославившейся своей книгой–бестселлером New York Times «Поцелуи от Кэти» (2011), рассказывающей о том, как она усыновила 13 угандийских детей.

Затем, в 2019 году, на Рене подали иск в гражданский суд Уганды. Она была ответственна за смерть более чем 100 детей. Была ли Рене святой, которая рисковала всем ради Иисуса, только чтобы стать мишенью для людей, которые ненавидели ее миссию? Или она была ангелом смерти, играющим доктора в чужой стране?

Я слышал и другие истории, подобные тем, что рассказывали Рене и Кэти. Когда я посетил Уганду в 2010 году, миссионерская община имела довольно твердое мнение о Кэти Дэвис. Однако миссионеры сказали мне, что критиковать ее — значит напасть на армию верных последователей в Соединенных Штатах. Однако теперь история Рене и целая индустрия миссий предстают перед широкой аудиторией в виде подкаста под названием «Миссионер», состоящего из восьми частей, написанных тремя журналистами, которые потратили год на расследование этой истории и взяли интервью у более чем 100 человек.

Рене представлена как новый, но популярный вид молодого миссионера — сбор денег через социальные сети и свой блог. Вот она, двадцатилетняя, и может собрать деньги, чтобы получить доступ к поставкам, которые больницы в этом районе не могут обеспечить. Подкаст поднимает все виды вопросов, связанных с миссиями, поскольку он связан с этнической принадлежностью, богатством, полом, культурой и гуманитарной работой в целом. Это погружение в мир евангельских миссий, который часто скрыт от поддерживающих церквей на Западе. Иногда слушатели задаются вопросом, можно ли вообще проводить миссии таким образом, чтобы не навредить тем людям, которым миссионеры и те, кто их посылает, пытаются служить. Но для тех, кто готов слушать, подкаст может предоставить некоторые полезные коррективы для евангельской миссии.

Являются ли этические нормы географически относительными в миссиях?

Просто поразмышляйте над этим вопросом на мгновение.

Как отмечают следователи, обвинения против Рене Бахи накапливались — убийство, государственный заговор, взяточничество, шантаж, даже каннибализм. Из бесед журналистов с различными источниками стало ясно, что истина неуловима. Были ли угандийцы подкуплены (что является обычным явлением)? Может быть, дело в том, что, как утверждает бывший миссионер и основатель No White Saviors Келси Нильсон, «Рене играла Бога, маскируясь под врача»?

Затем есть Джеки Крамлих, американская медсестра, которая утверждает, что видела, как Баха диагностирует и лечит детей с серьезными заболеваниями; она видела, как она брала кровь, делала переливания крови и плохо обращалась со многими детьми. В судебных документах Крамлих говорит, что Баха опиралась на книги, где не было медицинских основ, чтобы лечить людей. Она была так огорчена своим опытом службы в Уганде с Баха, что завела сатирическую страницу в Instagram «Барби Спаситель», отчасти для того, чтобы высмеять Баха и поддерживавшую ее миссионерскую индустрию. У аккаунта на секундочку, 167 000 подписчиков.

Но были и угандийцы, которые не нашли никаких нарушений, по крайней мере после 2012 года. Были и другие врачи, которые считали, что служение и лечение детей было лучше оснащено, чем угандийские больницы. Одно расследование выявило всех сотрудников общины, которые не имели лицензию и нелегально оказывали медицинскую помощь. К 2013 году у Бахи в общине работали врачи и медсестры; однако, несмотря на все их усилия, дети все равно умирали.

Может ли кто-то с благими намерениями и без формальной подготовки попытаться спасти детей в стране с ограниченными финансовыми ресурсами, чтобы заботиться о своих собственных гражданах? Или, наоборот, может ли угандец приехать в Соединенные Штаты и сделать то же самое в центральных городах, где доступ к медицинскому обслуживанию затруднен? Эта проблема не ограничивается медицинскими миссиями. Подумайте о том, что люди часто отправляются за границу, чтобы быть пасторами, которые никогда не были лидерами в своей родной стране.

Преувеличивая свою работу, вы попадете в беду

Баха утверждает, что она никогда не выдавала себя за медицинского работника, и никогда не занималась медициной и помогала только в кризисных ситуациях. Основным юридическим аргументом против Баха было то, что она вела себя как врач. В то время как там были обвинения от людей, что она делала переливание крови, капельницы, спинномозговые пункции и многое другое, лучшие доказательства против нее пришли из ее собственного блога.

В сообщениях рассказывалось о ее медицинской работе, но позже она утверждала, что рядом с ней всегда были угандийские медицинские бригады.

Обращаясь к посту, который Баха написала о ребенке по имени Патриция: «я подключила ребенка к источнику кислорода и приступила к работе… измерила ей температуру, поставила капельницу, проверила уровень сахара в крови, и проверила на малярию. Я пыталась диагностировать множество проблем, которые потенциально могут быть под рукой. Поняла: малярия – положительная. . . скорее всего смертельная, ей нужно переливание крови, срочно!»

Позднее Баха утверждала, что она писала от первого лица просто, чтобы сделать своим рассказы гладкими и легкими для чтения. Конечно, вокруг нее были медицинские работники. Если она говорит правду, это полезное напоминание миссионерам, чтобы они избегали преувеличенных описаний того, что они делают; они несут ложное свидетельство о работе, которую, как они утверждают, Бог совершает через них.

За последние 20 лет видео, блоги и хороший маркетинг стали необходимыми для всех христианских служений по сбору средств, включая мою организацию. Тот, у кого есть лучшая история, лучшее видео или лучшие фотографии, получает все деньги. Промежутки внимания людей слишком коротки, чтобы различить лучшую стратегию и методы евангелизации и ученичества.

Комплекс белого спасителя в миссиях

На протяжении всего подкаста используется термин «комплекс белого спасителя». Это уничижительный термин, который в основном относится к белому человеку, который помогает «цветным» из корыстных соображений. В миссиях это отношение и предположение, что белые американцы могут трансформировать бедные районы благодаря привилегиям класса и гражданства, независимо от того, какими навыками они могут обладать.

Может быть, мы сможем научиться не поддаваться на поддержку лучшей медиа-машины, а скорее вернуть проницательность в нашу благотворительную деятельность?

Этот комплекс создается глубинным отношением (трудно поддающимся самодиагностике), что миссионеры и добровольцы имеют право делать то, что они хотят, потому что их намерения и усилия хороши. В развивающемся мире это, по сути, мнение, что люди, живущие через океан, совершенно беспомощны, и миссионеры и добровольцы должны что-то сделать, чтобы исправить это. Трудно, видя физическую потребность, не попытаться решить ее.

Я ходил по трущобам по всему миру и был полностью подавлен эмоционально. У меня было желание вскочить и что-то срочно сделать. Это хорошая эмоция, но она должна быть связана с пониманием того, что происходит на гораздо более глубоком уровне, прежде чем можно будет действовать.

После прослушивания

Рене Баха видит себя жертвой: «я была молодой американкой, садившейся на самолет в Африку… моим желанием поехать в Уганду было помогать людям и служить». Позже она сказала: «Люди забывают, что я человек. Человек с эмоциями и у кого есть дети, которые однажды вырастут и погуглят имя своей мамы и скажут: «мама-серийный убийца?»

Баха считает себя жертвой, в частности, клеветы. Она просто пыталась служить Иисусу и помогать людям способами, которые она знала; она была поставлена на руководящую должность не по своей вине. Кто позволил бы 20-летнему человеку руководить медицинской клиникой и выполнять функции директора по развитию? Очевидно, что сегмент евангельской миссионерской культуры не имел с этим никаких проблем, так как для многих она является героем и примером для подражания.

Подкаст оставляет слушателей с нерешенными вопросами. Но прошлым летом судебное дело было решено, и Баха согласилась выплатить двум матерям, подавшим иск, по 9500 долларов каждой, не признав своей вины. Судебное дело было окончено, но не будет ничего удивительного, если будут возбуждены новые дела.

Какие законы должен нарушать христианин во имя Иисуса? Я предполагаю, что вы почувствуете целый ряд эмоций, слушая этот подкаст.

История Рене Бах — это наша история, история американских миссионерских миссий, где мы становимся героями наших историй. Спросите себя: было ли разумно для церкви посылать 20-летнюю одинокую женщину без подготовки или надзора на миссионерское поле, чтобы она управляла медицинской клиникой? Самотсылаемые и неподготовленные миссионеры являются чумой в мире глобальных миссий. Их желание достойно восхищения и должно культивироваться. Но мы должны посылать их таким образом, чтобы они были достойны Бога (3 Иоанна 6), что означает соединение работников с пасторами и их наставниками, чтобы помочь им перейти, если это необходимо, от спасителей в их собственном сердце и в социальных сетях к слугам.

История Рене Бах — это наша история, история американских индивидуалистических миссий, где мы становимся героями. Это не ее вина. Она наша.


 

Источник 

Фото