Следует ли нам помазывать больных елеем?

Как реформированный протестант, я, естественно, с подозрением отношусь ко всему, что попахивает религиозным ритуализмом. Молитвенные лабиринты? Нет, спасибо

Как реформированный протестант, я, естественно, с подозрением отношусь ко всему, что попахивает религиозным ритуализмом. Молитвенные лабиринты? Нет, спасибо – я буду придерживаться корпоративной молитвы в церкви и частной молитвы, которую одобряет Иисус (Матфея 6:6). Свечи и благовония? Опять же, я – приверженец простой проповеди и конгрегационного пения. Поэтому, когда меня спрашивают, следует ли нам помазывать больных маслом, я признаюсь, что рефлекторно сопротивляюсь этой идее. Для кого-то из моего теологического племени проливать масло на кого-то вообще кажется, странным. Но верное богословие — это не предприятие в следовании чувствам или интуиции, это вопрос подчинения Писанию, куда бы оно ни вело.

В этом случае в Писании прямо говорится о том, следует ли нам помазывать больных елеем.

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» – (Иакова 5:14-15).

Этот отрывок печально известен своей загадочностью, но поскольку это, кажется, является ответом на вопрос, предложенный в названии этой статьи, стоит рассмотреть, как этот текст должен формировать служение больным в наших общинах.

Я не собираюсь развязывать каждый экзегетический узел (их много!). Вместо этого я надеюсь, что мы сможем получить общее представление о том, что одобряет Иаков, просто задавая вопросы по тексту и следуя основному герменевтическому принципу, что мы всегда должны позволять более ясным частям Писания направлять и ограничивать наши интерпретации более сложных отрывков, подобных этому.

В связи с этим, давайте рассмотрим четыре вопроса, которые помогут нам понять, что же одобряет Иисус и Иаков в служении больным.

  1. Должны ли мы применять этот отрывок к каждой болезни?

Иаков не предлагает вам сразу же звонить по телефону вашим пастором и просить их срочно приехать и помазать маслом каждый раз, когда проявляется ваша сезонная аллергия или, вы подхватываете насморк. Тот факт, что больной человек в этом тексте должен «позвать» старейшин, предполагает, что этот человек серьезно болен  —неспособен посещать общие церковные собрания или выполнять другие функции. Кроме того, описание исцеления в стихе 15 также предполагает, что болезнь тяжелая.

  1. Почему больные должны обращаться к старейшинам?

Призывая своих старейшин молиться за вас во время болезни, вы ставите свои нужды не только перед ними, но, вероятно, и перед всем собранием. Как пастора вашей церкви, старейшины лучше всего подходят для того, чтобы знать, как заботиться о вас, как выражать ваши потребности церкви и как служить надежде Евангелия.

Конец 16-го стиха может дать вам еще один ключ к пониманию того, почему больные должны призывать своих пасторов и лидеров молиться за них. В этом стихе Иаков учит, что «молитва праведного человека имеет великую силу, поскольку она действует». Учитывая квалификацию старейшин (1 Тим. 3:1-7) и их ответственность за образец благочестия для собрания (1 Петра 5:3), старейшины в вашей церкви должны быть выше упрека, и вы должны попросить их о заступничестве.

Примечательно, что Иаков указывает, что больной — это тот, кто инициирует контакт со старейшинами и просит о молитве и помазании. Это акты веры и смирения с его стороны, выражения смиренной уверенности в Боге, Который держит в своих руках власть над жизнью и смертью.

  1. Причем здесь масло?

Упоминание Иаковом – масла, безусловно, является одной из самых загадочных частей этого отрывка.

Во-первых, Иаков не преподает Римско-католическую доктрину елеосвящения. Он нигде не указывает, что мы должны рассматривать помазание больных елеем как «таинство». Кроме того, использование масла в этом отрывке не является подготовкой больных к смерти, но прилагается к молитвам об исцелении и восстановлении.

Во-вторых, Иаков не предполагает, что масло обладает каким-либо магическим или сверхъестественным качеством. Исцеление происходит от того, что старцы молятся «во имя Господа». Масло в этом отрывке вторично, украшая центральный акт молитвы — наше смиренное выражение зависимости от Господа во всем, особенно в нашем здоровье.

Наконец, масло в этом отрывке не является лекарственным, как предполагают, наверное, некоторые из наших читателей. Хотя это интригующее предложение, в этом тексте нет никаких доказательств того, что «масло» следует считать за средство медицины. Фактически, в Евангелии от Марка 6:13, единственном другом случае, когда мы находим масло и исцеление связанными в Новом Завете, «масло» явно не является лекарственным, поскольку исцеления, описанные в этом отрывке, являются сверхъестественными.

Так в чем же смысл помазания маслом? Вероятно, помазание елеем просто символизирует посвящение Богу, как это часто бывает в других местах Писания (ср. Числа 3:3; 1 Царств 10:1; Псалтирь 89:20). Помазание елеем — это физический акт, выражающий духовную истину: мы принадлежим Богу и всецело вверили себя Его попечению. Молитва выражает этот момент словами; помазание елеем же выражает этот момент в действии.

  1. Есть ли обещание в этом отрывке, что помазанные будут исцелены без исключения, пока у них достаточно веры?

Начало 15-го стиха, по-видимому, предполагает, что «молитвы веры» неизбежно приводят к физическому исцелению. Конечно, такая интерпретация не соответствует действительности. Благочестие не является гарантией физического здоровья и не может постоянно сдерживать смерть (Евр. 9:27). Более того, сам Павел, возможно, самый верующий христианин из всех, когда-либо живших, должен был оставить Трофима больным в Милете (2 Тим. 4:20).

Скорее, Иаков напоминает нам, что молитва, угодная Богу, проистекает из живой веры, которую он описал во 2-ой главе, в некоторых случаях Бог использует эти исполненные веры молитвы как средство, с помощью которого он исцеляет больных. Молитва с верой — это не волшебная формула, которая заставляет Бога делать то, что мы хотим. Скорее, молясь с верой, вы смело просите Бога исцелить больного брата или сестру и смиренно доверяете совершенному Божьему плану — плану, кульминацией которого является Христос, «спасающий» и «воскресающий» весь свой народ в воскресении.

Смиренное упование на Божью милость

Следует ли нам помазывать больных елеем? Это зависит от ситуации.

С одной стороны, Бог не повелевает христианам искать каждого больного брата или сестру и помазывать их. Но если кто-то серьезно болен и желает исцеления, тогда да – один из способов, которым они могут выразить свое искреннее доверие и подчинение Богу — это просить праведных людей ходатайствовать за них и символизировать свою приверженность Господу, будучи помазанными елеем.


 

Источник

Фото