Как мы отравляем свою жизнь

На протяжении десятилетий в западной культуре (особенно с 1960-х годов) мы наблюдаем медленное снижение доверия и назревающий эпистемологический

На протяжении десятилетий в западной культуре (особенно с 1960-х годов) мы наблюдаем медленное снижение доверия и назревающий эпистемологический кризис. Мы все чаще начинаем сомневаться и задаваться вопросом, чьему авторитету доверять и где искать истину.

В последние годы ядовитый интернет-буфет фальшивых новостей, теорий заговора, предвзятого отношения усугубил кризис. Но 2020 год вывел наш мир на совершенно другой уровень.

Недавно выпущенное исследование — барометр доверия Эдельмана 2021 года (https://www.edelman.com/trust/2021-trust-barometer)  показало, что в 2020 году произошло резкое снижение доверия ко всему. В увлекательном докладе описывается «эпидемия дезинформации и широко распространенного недоверия к общественным институтам и лидерам по всему миру», которая была ускорена COVID-19:

«Вдобавок к этому разрушающаяся экосистема доверия не в состоянии противостоять безудержной инфодемике, оставляя четыре учреждения — бизнес, правительство, НПО и СМИ — в условиях информационного банкротства и мандата на восстановление доверия и прокладывание нового пути вперед».

Мы заболеваем в информационной экосистеме, такой же смертоносной и заразной, как любой вирусный патоген.

Информационная гигиена

Нет, в настоящее время мы не культивируем модели информационного здоровья, чтобы повысить наш иммунитет. Отчет Эдельмана показал, что только четверть респондентов практикуют понятие «информационной гигиены» в своей жизни (определяемую как вовлечение в новости, избегание эхо-камер, проверка информации и не усиление непроверенной информации). Многие из нас небрежно передают ложную информацию (ошибочные факты, теории, логические ошибки) через наши негигиеничные онлайн-привычки. И вы вряд ли со мной согласитесь, но я смею предполагать, что евангельские христиане — одни из худших преступников.

Конечно, не вся вина может быть возложена на нашу собственную информационную гигиену. Мы столько раз обжигались авторитетами, которым, как нам казалось, можно доверять, — правительственным лидерам, журналистам, пасторам, родителям, — так что наш всепроникающий скептицизм вполне понятен. Далее, информационная динамика интернета неизбежно ориентирована на эпистемологическую инерцию. Было неизбежно, что дикий запад цифровой эпохи — с его подавляюще широкими открытыми пространствами, бешеным темпом и склонностью приносить истину в жертву на алтарь кликов — ускорит дестабилизацию истины.

Но масштабы и скорость дестабилизации вызывают тревогу. Между обложками «Is God Dead?» (1966) и «Is Truth Dead?» (2017) прошел 51 год. Я ожидаю, что промежуток между «Мертва ли Истина?» и тем, что последует дальше (возможно, «Мертво ли Знание?»), будет намного короче.

Без коррекции курса, если не в структурах цифровой эпохи, то, по крайней мере, в наших привычках ориентироваться в ней — мы идем навстречу неприятностям в постоянно обостряющемся кризисе доверия. И любой кризис доверия — это также кризис истины, который должен волновать христиан. Мы верим, что у нас есть только одна истина, в которой нуждается мир, — истина, которая освобождает (Иоанна 8:32). Но в мире, где никто не доверяет утверждениям истины и где христиане так же уязвимы для распространения лжи, как и любой другой человек, кто будет слушать то, что мы пытаемся сказать на весь мир?

Как восстановить доверие

Вопрос о том, как восстановить доверие, и тем самым обеспечить более плодородную почву для семян истины — актуален для всех, но особенно для христиан. Одна из областей, на которой я сосредоточился в последнее время, касается важности правильно упорядоченной диеты знаний. Если мы хотим восстановить более прочную эпистемологическую основу, мы должны быть более целенаправленными в отношении того, что мы читаем, какую музыку слушаем, о чем размышляем. Моя новая книга «Пирамида мудрости» предлагает простую рубрику, вдохновленную пищевой пирамидой, чтобы помочь чрезмерно возбужденным душам расставить приоритеты в отношении более питательных источников истины.

На протяжении всей книги я возвращаюсь к нескольким общим, взаимосвязанным темам, которые могут помочь нам оценить достоверность знаний и информации.

  1. Ближний над дальним

В общем, если говорить очень коротко об этой теме — легче доверять тому, что мы можем видеть и осязать, в отличие от того, что далеко и неосязаемо. Молочный фермер в Висконсине, естественно, имеет больше достоверных знаний о разведении коров, чем о выращивании бананов. Интернет часто тянет нас куда угодно, но только не туда, где мы находимся, давая нам иллюзию компетентности в далеких вещах, которые мы не можем в достаточной мере понять, и предлагая свое мнение о них. Учитывая выбор между тем, чтобы прислушаться к мнению местного волонтера, который помогает бездомным в моем городе или какого-нибудь самоуверенного блогера, который живет за тысячи миль отсюда и никогда не работал с бездомными, я выберу первое. В то время, когда мы можем заниматься делами и проблемами, какими бы далекими или сложными они ни были, локальность полезна для нашей мудрости. Вместо того чтобы слушать анонимных онлайн-теоретиков заговора за невидимыми аватарами, доверяйте людям, которых вы можете знать; ближайшему пастору, родителю или другу; реалиям, которые вы можете увидеть сами.

  1. Проверенный временем над эфемерным

В ускоренном мире, где #всепоглощающий шум контента занимает большую часть нашей диеты знаний, замедление имеет большое значение для мудрости. Испытание временем — это суровое испытание. Оно позволяет проверять сообщения, факты, исследовать источники, принимать во внимание рассуждения и тон. Учитывая выбор между горячим взглядом на сложную тему и книгой, статьей или документальным фильмом десятилетней давности, которые все еще цитируются, выбирайте последнее. Медицинские советы студента-медика, естественно, будут иметь меньший вес, чем врача, практикующего в течение 30 лет. К супружеской паре с 40-летним стажем, следует относиться с большим вниманием, чем к супружеским советам только что помолвленной пары. Как правило, доверяйте старшему по сравнению с новым и медленному по сравнению с быстрым.

  1. Общее – автономному

Ключевая часть цифрового века заключается в том, насколько глубоко он изолирует нас от общественного питания в самой своей алгоритмической структуре для предпочтительной «реальности» каждого человека. В Притчах 3:5 говорится: «Не полагайтесь на свое собственное понимание», но современная западная культура диктует нам обратное: «Ищите истину внутри себя». Но это обходит стороной один из величайших даров нашей мудрости — общность. Это одна из причин, почему церковь занимает второе место в моей Пирамиде Мудрости. Мы отчаянно нуждаемся в плюрализме точек зрения и ответственности сообщества, которые помогут нам преодолеть эпистемологический хаос.

Когда дело доходит до оценки достоверности источников, сообщество также должно быть фактором. Доверяйте рецензируемой статье больше, чем самостоятельно опубликованной. Доверьтесь многовековому христианскому согласию по трудному учению, чем одинокому голосу, «переосмысливающему» Писание каким-то новым способом. Это не значит, что сообщества никогда не ошибаются — групповое мышление, предвзятость отношения и однородные пузыри являются реальными угрозами. Просто, как правило, истину легче найти вместе, чем поодиночке.

  1. Целостная мудрость

Мудрость — это не просто вопрос наличия наибольшего количества данных в вашем центральном процессоре (если бы это было так, системы ИИ были бы самыми мудрыми сущностями в мире). Люди — это не мозги на палочках. Мы — воплощенные существа в материальном мире. Вполне возможно, что фермер, который не окончил среднюю школу, но чьи руки ежедневно находятся в грязи и который работает, надеясь на милость погоды, мог бы иметь больше мудрости, чем «эксперт» с двумя докторскими степенями. Это не значит, что образование не имеет значения; просто мудрость — это не только вопрос приобретения знаний. Он также включает в себя эмоции, тактильные ощущения и такие вещи, как оценка (и создание) красоты.

Прислушиваясь к чему-то мнению, мы должны спрашивать себя в первую очередь: мудры ли они? Или они очень умны, но лишены добродетели? Вполне возможно, что ученый-новозаветник, написавший несколько книг о Нагорной проповеди, не живет соответственной жизнью. Достоверность источника частично зависит от строгости фактов и избегания технических ошибок, да, но также и от очевидной мудрости во всех областях жизни. В любой сложной теме, если у меня есть выбор между слушанием мудрого, верного, смиренного христианина или умного, но дерзкого номинального христианина, чья жизнь приносит мало плодов Духа, я всегда буду идти по пути с первым.

Мудрость и поклонение

Если мы хотим переломить ход кризиса доверия, то эти четыре подсказки — только начало. В конечном счете, наше восстановление истины и доверия должно исходить от Бога — источника и эталона всей мудрости. Мудрость и поклонение, в конце концов, идут рука об руку. Если Бог есть воплощенная мудрость, то наше присутствие с Ним во взаимоотношениях является самым важным компонентом нашей мудрости. Мы должны ориентировать всю нашу жизнь (ум, тело, душу) вокруг Бога, не только зная о Нем, но и наслаждаясь Его присутствием и часто молясь Ему о просветлении, которое нам необходимо для восприятия истины во все более туманном мире.

 

Автор статьи — Бретт Маккракен, старший редактор, автор книги «Пирамида мудрости: накормить свою душу в мире постправды»


 

Источник 

Фото