Обязаны ли христиане соблюдать Шаббат?

Из десяти Священных Заповедей, которые Бог дал Израилю, пожалуй, ни одна не вызывала больше споров, чем четвертая: «Помни

Из десяти Священных Заповедей, которые Бог дал Израилю, пожалуй, ни одна не вызывала больше споров, чем четвертая: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исход 20:8). Сохраняется ли заповедь почитания субботы в сегодняшнее время?

Раньше суббота служила знаком Завета между Израилем и Его Богом, разворачивая еженедельную драму, которая свидетельствовала о Боге как о могущественном Творце (Исход 20:11) и милосердном Искупителе (Второзаконие 5:15). В субботу Израиль объявил о полной зависимости от Своего заветного Господа, более чем способного поддержать свой народ, даже несмотря на то, что в течение одного дня из семи они вешали свои лопаты, откладывали плуги и отдыхали от своих трудов.

Вопрос, таким образом, не в том, должен ли Израиль соблюдать субботу по Ветхому Завету, а в том, должны ли христиане соблюдать субботу по-Новому. Должны ли христиане соблюдать субботу? Вопрос может показаться кому-то бессмысленным. Мы соблюдаем заповеди с первой по третью и с пятой по десятую, не так ли? Так зачем же пропускать номер четыре?

Однако по всему Новому Завету разбросаны свидетельства того, что во Христе и Новом Завете Шаббат нашел свое исполнение.

Мы как читатели Евангелия вскоре обнаружим, насколько важной была суббота для иудеев времен Иисуса. Седьмой день знаменует собой начало многочисленных столкновений между Иисусом и фарисеями. Когда мы читаем что-то вроде: «Это был день субботний…» (Иоанна 9: 14), мы понимаем, что следует ждать неприятностей.

Строго говоря, единственные заповеди, которые Иисус нарушил в субботу, принадлежали иудейской традиции, а не божественному закону. В своем рвении точно определить, что человек может и не может делать в субботу, еврейские лидеры возложили на плечи народа духовное бремя, более тяжелое, чем любое физическое бремя (Матфея 23:4). Иисус нападал на такие традиции с яростью человека, который лучше других понимал, что «суббота создана для человека, а не человек для субботы» (Марка 2:27).

Тем не менее, хотя Иисус никогда не нарушал четвертую заповедь, Он намекал, что может произойти изменение субботы. Если бы мы могли убрать разрыв главы между 11 и 12 главами Евангелия от Матфея, мы могли бы заметить в контексте, непосредственно предшествующем субботним спорам в Матфее 12:1-14, эти захватывающие слова: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матфея 11:28).

За этим великим обетованием стоит великое утверждение: «Сын Человеческий есть Господин Субботы» (Матфея 12:8).

То, что Иисус Христос является Господином Субботы, является не только мессианским утверждением грандиозных масштабов, но и поднимает возможность будущего изменения или переосмысления субботы точно так же, как Его провозглашенное превосходство над Храмом поднимает определенные возможности относительно ритуального закона («От субботы до Дня Господня», 66).

Два отрывка из Послания апостола Павла, в частности, раскрывают значение господства Иисуса над субботой. Первый – Колоссянам 2:16-17:

«Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе».

«То, что Павел пишет здесь, замечательно, – пишет Том Шрайнер, – ибо он связывает субботу с законами о еде, праздниками, такими как Пасха, и новомесячие. Все это – тени, предвосхищающие пришествие Христа» («40 Вопросов о христианах и Библейском законе», 212). И с тех пор, как Христос пришел, соблюдение субботы больше не является вопросом послушания или непослушания. Напротив, Павел говорит: «Да не судит вас никто».

Римлянам 14:5 принадлежит столь же поразительное утверждение. Рассмотрим здесь слова Павла наряду с типичным ветхозаветным утверждением о субботе.

«и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего» (Исход 31:14).

«Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Римлянам 14:5).

Если ветхозаветный израильтянин почитал «все дни одинаковыми», его могли побить камнями до смерти (Числа 15:32-36). Однако Павел, очевидно, не чувствовал необходимости навязывать заповедь субботы своим обращенным язычникам. Некоторые в Риме, кажется, хотели соблюдать субботу (и поэтому почитали «один день лучше другого») — возможно, иудейские христиане стремились сохранить традиции своих отцов. У Павла не было никаких проблем с этими христианами, пока они воздерживались от давления на других, от предположения, что спасение зависит от соблюдения субботы (сравните Галатам 4:8-11).

Ради христианской свободы и взаимной любви Павел говорит просто и замечательно: «Каждый должен быть полностью убежден в своем уме» (Римлянам 14:5).

Автор Послания к Евреям приближает нас к пониманию того, почему Новый Завет не требует буквального отдыха на седьмой день. Первое пришествие Христа не отменило покоя; скорее, оно открыло более глубокий вид покоя, чем когда-либо могла предложить суббота.

Согласно Евреям 4, субботний день Израиля всегда указывал на гораздо более великий день: когда все творение полностью войдет в покой, предсказанный и обещанный в Бытие 2:2-3. «Итак, остается субботний покой для народа Божия» (Евреям 4:9). Грядет окончательный субботний покой, когда народ Божий будет наслаждаться работой без труда, сердцем без греха и землей без терний.

Но даже сейчас, как следует из Послания к Евреям, мы чувствуем первые волны грядущего покоя. Во Христе мы «уже вкусили … силы грядущего века» (Евреям 6:5), включая и покой. Ибо, пишет автор, «Мы, уверовавшие, входим в тот покой» (Евреям 4:3).

Так как же мы войдем в этот покой? Не откладывая наши еженедельные труды на один день из семи, но веруя: «Мы, уверовавшие, входим в этот покой». Вера в Иисуса Христа вносит остаток седьмого дня в каждый день.

Конечно, когда христиане сегодня говорят о субботе, они почти никогда не имеют в виду седьмой день, но первый день: не субботу, а воскресенье. Но удивительно, что ни один из авторов Нового Завета никогда не называет воскресенье Субботой. Когда иудейские (и, возможно, некоторые язычники) христиане соблюдали Шаббат, они делали это в субботу, как это делал Израиль на протяжении веков. Но это не значит, что воскресенье не занимало особого места в ранней церкви. Писание говорит, что так оно и было, только под другим названием: День Господень.

Фраза «День Господень» появляется только в Откровении, где апостол Иоанн пишет: «Я был в Духе в день Господень» (Откровение 1:10). Но другие отрывки предполагают, что «День Господень» просто обозначил обычную практику церкви собираться в воскресенье. В Эфесе Павел встретился с церковью «в первый день недели… преломить хлеб» (Деян). Точно так же Павел наставлял Коринфян откладывать деньги «в первый день каждой недели» (1 Коринфянам 16:2).

Ни один из этих отрывков не показывает, что ранняя церковь отдыхала, как будто они считали воскресенье своей новой субботой. Ричард Бакхэм настолько углубился в изучение данной темы, что писал: «Для первых христиан это не было заменой субботы, ни днем отдыха, ни каким-либо образом, связанным с четвертой заповедью» («От субботы до Дня Господня», 240). Большинство ранних христиан, вероятно, должны были работать в первый день недели, ведь воскресенье было объявлено официальным днем отдыха во всей Римской империи только при Константине в 321 году нашей эры.

Эти отрывки, однако, предполагают, что христиане поклонялись в День Господень. Возможно, утром перед работой, или вечером после нее первые верующие собрались, чтобы прославить Того, Кто встал «очень рано в первый день недели» (Марк 16:2; Матфей 28:1; Лука 24:1; Иоанн 20:19). Когда в пасхальное утро камень откатился от гроба Иисуса, наступил истинный субботний покой, и наступил новый день.

Согласно Новому Завету, ни один христианин не связан четвертой заповедью как таковой. Мы все еще можем решить отдохнуть в один день из семи — и действительно, мудрость, кажется, поддерживает практику подражания, тому, что сделал Бог в соблюдении пропорции 6 и 1 (Бытие 1:1-2:3). Особенно тогда, когда многие могут работать в любое время и в любом месте — отвечать на электронные письма после обеда, принимать звонки в выходные, — мы можем поступить хорошо, даже в течение одного дня из семи и сказать: «Я работал вчера, я буду работать завтра, но сегодня я отдыхаю и поклоняюсь Господу Своему».

С другой стороны, христиане должны всегда соблюдать субботу. И здесь мы находим связь между еврейской субботой и христианским Днем Господним. Эндрю Линкольн написал отрывок в уже знакомой нам книге,

«В Ветхом Завете буквальный физический покой субботы указывал на будущий покой; но так как Христос принес исполнение в терминах покоя спасения, то именно настоящее наслаждение этим покоем действует как предвкушение грядущего покоя завершения. Другими словами, именно празднование в День Господень покоя, который мы уже имеем через воскресение Христа, теперь предвосхищает и гарантирует покой, который еще предстоит» (От субботы до Дня Господня, 399).

 

Автор статьи – Скотт Хаббард, редактор desiringGod.org


 

Источник 

Фото